Бронхиальная астма у подростков
Исследование, проведенное зарубежными учеными, показало: специальные программы самоконтроля мало влияют на качество жизни или функцию легких у подростков с бронхиальной астмой.
Программы самоконтроля, которые проводятся сверстниками юных пациентов, отличаются от типичного обучения пациентов тем, что они побуждают людей с астмой играть активную роль в управлении их состоянием. В то время как традиционные программы самоуправления проводятся профессионалами, новые программы преподают «сверстники» – люди равного происхождения, которые принадлежат к той же социальной группе, что и пациенты.
Астма является ведущим хроническим заболеванием у подростков. В отличие от детей или взрослых, молодые люди в подобной ситуации сталкиваются с особыми проблемами из-за полового созревания, давления сверстников, психосоциального развития и необходимости обращаться к врачам. Авторы исследования отметили, что симптомы астмы могут усугубляться гормональными изменениями и другими воздействиями, такими как сигареты и наркотики. Кроме того, подростки часто испытывают страх, беспокойство и стыд из-за своей болезни и могут не принимать лекарственные средства согласно предписаниям, чтобы не выбиваться из коллектива.
В результате молодые люди в возрасте 11-17 лет имеют двойной риск смерти от астмы, по сравнению с детьми от десяти лет и младше, и больший риск психосоциальных проблем, чем те, у кого нет заболевания. Эти уникальные проблемы и последствия требуют новых подходов к их решению.
Исследователи изучили тысячу восемьсот восемьдесят семь статей и нашли четыре исследования, которые соответствовали необходимым критериям. Они обнаружили небольшое статистически незначительное увеличение качества жизни участников и небольшое статистически незначимое снижение функции легких. В одном рандомизированном контролируемом исследовании вмешательства уменьшали симптомы астмы и улучшали самоконтроль. Однако в целом отсутствие данных делало анализ неосуществимым, а исследования имели нечеткий или высокий риск предвзятости.
В Соединенных Штатах самоконтроль при заболевании под руководством сверстников является компонентом рекомендаций национальной организации по вопросам профилактики астмы. Подобные программы используют организованное обучение для облегчения жизни людей таки аспектам, как, например, приверженность лечению и борьба с эмоциями. Привлечение к работе сверстников имеет ряд преимуществ, таких как предоставление образцов для подражания, устный пересказ медицинских рекомендаций соответствующим образом подросткам, сокращение расходов на оплату работы персонала и педагогов.
В мае 2015 года было проведено исследование шестнадцати баз данных для опубликованных и неопубликованных исследований. Они должны были быть рандомизированными и контролируемыми, включать участников в возрасте 10-19 лет с астмой; информация, направленная на лечение астмы, должна была предоставляться сверстниками; в качестве результата подразумевалось получение информации о состоянии здоровья пациентов. Извлечение данных и их оценка основывались на заранее определенных критериях.
Согласно теории социального обучения, молодые люди с большей вероятностью будут иметь позитивное отношение к предлагаемой информации, если они расположены к тем, от кого она поступает. Взаимодействуя с педагогами одного возраста и происхождения, подростки лучше соблюдают рекомендации и повышают эффективность своих действий для достижения изменений в состоянии здоровья. Также модели для подражания представляют собой средство для идентификации сверстников, что уменьшает чувство изоляции и дает ощущение нормальной жизни. Подростки лучше придерживаются предлагаемых методов лечения, что приводит к улучшению из здоровья при бронхиальной астме.
Источник: https://www.sciencedaily.com